На основании таблицы 2 можно отследить зависимость между возрастом и функциональным состоянием испытуемых. В экстремальных ситуациях лучше показатели у обследуемых с возрастом больше 30 лет (64 из 80 с эмоциональным состоянием «ФР» и 30 из 45 с функциональным состоянием «ФН»). Признаки аффектогенного состояния наблюдаются в основном у испытуемых моложе 30 лет (8 человек из 10 с функциональным состоянием «ФВ» моложе 25 лет, еще двое в возрастной группе между 25 и 30 годами, ни одного испытуемого с этим функциональным состоянием старше 30 лет). Состояние «ФТ» присуще испытуемым старше 30 лет (33 человека из 35).
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Во-первых, особенности эмоционального реагирования зависят не только от личности, но и от многих психофизиологических свойств, присущих ему как индивиду. Следует также указать на характер эмоциональной реактивности, являющийся основой темперамента.
Эмоциональная реактивность индивида в существенной степени определяется его возрастом. Выявляется преобладание среди лиц, которым присущи состояния аффектогенного характера молодых исследуемых. По-видимому, это определяется более высокой эмоциональной реактивностью в указанные периоды жизни, но, несомненно, также связано с ограниченностью опыта в сочетании со свойственными молодым людям завышенной самооценкой, стремлением утвердить себя, максималистскими тенденциями.
Добавим также, что наряду с относительно постоянными индивидными свойствами, существенное влияние на развитие аффектов оказывают различные неблагоприятные факторы, изменяющие психофизиологическое состояние индивида к моменту эмоционального реагирования. Наибольшее значение имеют психическое и физическое перенапряжение (усталость), бессонница, истощение, передозировка некоторых лекарственных средств (психостимуляторов). Их роль как условий, способствующих развитию аффектов, отмечается практически всеми авторами и связывается с состоянием общей психической астении, изменениями настроения и (или) вегетативной дизрегуляцией.
Рекомендуем посетить:
Тренинг как обучение и развитие
Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой – тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схему обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера и налич ...
Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочет ...
Восприятие эмоциональных состояний других людей младшими школьниками с
умственной отсталостью
Восприятие человека является начальным этапом общения. Почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях. А. М. Щетинина отмечает, что основным информативным внешним признаком в опознании деть ...